четверг, 21 января 2010 г.

Некоторые аспекты работы с неликвидами

Если вы работаете под заказ, то естественно, что риск возникновения «неликвидов» практически отсутствует. И именно содержание запасов продукции чревато образованием нереализуемых запасов товаров, или попросту – неликвидов.

Это не повод паниковать. Но и недооценивать ситуацию не стоит. Пути избавления от неликвидных товаров зависят от причины их возникновения. Они могут быть связаны со снижением спроса в связи с появлением конкуренции, уходом вашего клиента к конкуренту, или же с ошибкой в объеме закупок и т.п. Ошибочные закупки излишков бывает весьма сложно предсказать, во многом «чуйка на излишек» приходит уже с опытом и основывается на здравой интуиции. Хотя иногда опыт играет нам не на руку и приводит к закупкам устаревших товаров, которые еще совсем недавно пользовались неплохим спросом и приносили весьма немалый доход. Особенно эта ситуация актуальна для рынка информационных технологий и модных товаров – одежды и аксессуаров. И, наконец, еще одной причиной возникновения неликвидов часто становятся аспекты складской деятельности (порча товаров из-за повреждений, повышенной влажности; брак, не замененный поставщиком по рекламациям; потери на складе из-за небрежности в указании адресов, обнаруженные при инвентаризации).

Только хорошо поставленная в компании организация управления запасами избавит от проблемы образования неликвидов.

Для эффективного управления необходимо систематическое ведение учета. Что же оно включает:
• учет товаров, которые не пользуются спросом более месяца либо какого-то другого периода, установленного руководством. Таким образом мы можем своевременно принять меры по ускорению реализации.
• учет товаров, запас которых меньше установленного минимума. Таким образом мы всегда сможем своевременно размещать заказы
• расчет оборачиваемости по каждому наименованию с целью оптимизации сроков и объемов заказов следующих партий товаров.

Также необходимо вести учет товаров, которые находятся у посредников свыше установленного срока. Это позволит нам своевременно принять решение о продлении срока реализации либо возврате товара. И еще один совет - в договорах с поставщиками настаивайте на возврате ошибочно заказанных товаров. Это еще один ваш шаг на пути к предупреждению образования неликвидов.

Допустимым объемом неликвидов по стоимости считают не более 7%, поскольку в другом случае налоги на имущество, обесценивание денег и расходы, связанные на содержание, просто будут уничтожать вашу прибыль. Ведь опасность неликвидов в том, что они не просто занимают место на вашем складе, но и при этом обходятся вам с течением времени все дороже.

Ваша работа по борьбе с неликвидами сведется на нет, если в ней будет отсутствовать системность. На сегодняшний день во всех используемых компьютерных базах данных можно предусмотреть параметры для быстрой обработки такой номенклатуры с целью ускорения принятия мер по избавлению от нее.

Учтите, что наиболее действенным способом борьбы с неликвидами является один – просто-напросто не создавать их. Как и многие подобные проблемы на предприятии решаются путем построения системы «нового мышления» - то есть нового отношения к проблеме, ее осознания

Как говорится - предупрежден, значит вооружен. Зная причины возникновения запасов неликвидов, их часто можно предотвратить. И данная статья не призвана рассказать что-то новое и неизвестное ранее. Когда нам не дают забыть о наших слабых местах это уже идет только на пользу, поддерживает в тонусе и напоминает о необходимости искать выход из положения, вдохновляет на поиски решения, поскольку не существует никакого универсального средства, которое можно было бы преподнести в статье «на блюдечке». Иначе проблем просто не существовало бы.

Если мы говорим о ведении компьютерной базы учета складских запасов, то необходимо будет включить в программу некий алгоритм, который позволит базе разбираться, что относить к неликвидам, а что к излишним запасам. К примеру, к неликвидным товарам зачастую те, которые лежат на складе более полугода, а к излишним запасам – товары, которые пользуются спросом, но при этом их остаток превышает потребность в них на 90-100 дней.

Бороться с проблемой неликвидов можно как на этапе возникновения остатков, так и на этапе закупки. Очень важно суметь спрогнозировать количество будущих остатков на первых этапах работы с новой партией товара и свести их к минимуму. Упущенный момент обращается обширными товарными остатками уже в недалеком будущем.

Основным методом реализации товарных остатков в магазине являются распродажи. Устанавливая скидки, мы стимулируем покупателя к приобретению определенных товаров. Форсировать распродажу можно, подкрепив ее рекламной кампанией, однако далеко не всегда средства, вложенные в рекламу распродаж неликвидных товаров, оправдывают себя.

Иногда распродажи, скидки и пр. не рассматриваются в качестве варианта. Порою единственно приемлемым способом избавиться от товарных остатков является их уничтожение, поскольку ценовая доступность сделает их «достоянием» совершенно другой целевой аудитории, от которой как раз таки и пытаются отличаться постоянные покупатели. Такие распродажи могут нанести серьезный урон имиджу бренда, что обойдется значительно дороже, чем утилизация товарных остатков.

Не следует упускать из внимания, что мертвые активы зачастую являются симптомом глубоких проблем бизнеса. Либо напротив – именно неликвидные товары могут в итоге тащить ваш бизнес на дно.

Невозможно дать точный рецепт и направить ваши действия в нужное русло. Но если у вас есть активы, в любом случае необходимо либо найти способ, как их использовать, либо как избавиться от них.
Лишь тогда есть надежда, что проблема складских неликвидов со временем станет не столь актуальной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий